#Учеба и резиденции

Школа молодого мифотворца

719        1        FB 0      VK 0

Об отчетной выставке студентов Школы молодого художника фонда «Про Арте» под кураторством Алисы Савицкой – Лизавета Матвеева.

08.05.15    ТЕКСТ: 

«Звездный городок», выпускная выставка Школы молодого художника фонда «Про Арте», Новый музей, Санкт-Петербург, до 15 мая

Леонид Цхэ // Фото: Яков Кальменс https://www.facebook.com/profile.php?id=100001721793473

Леонид Цхэ // Фото: Яков Кальменс https://www.facebook.com/profile.php?id=100001721793473

29 апреля в Новом музее состоялось открытие выпускной отчетной выставки студентов Школы молодого художника, организованной фондом «Про Арте». Выставку курировала Алиса Савицкая, петербургскому зрителю знакомая как минимум по «Этюдам оптимизма», которые были показаны в рамках параллельной программы Манифеста 10 в Кадетском корпусе. С подробностями – Лизавета Матвеева.

Проект студентов Школы молодого художника куратор Алиса Савицкая назвала «Звездный городок», с одной стороны, напрямую отсылая к одноименному поселку в Подмосковье, где в 1960-е начали готовить космонавтов, а с другой – сравнивая выпускников с теми самыми космонавтами, которые готовятся к самостоятельному полету в открытом космосе искусства.

Выставка неровная, что ожидаемо, поскольку Школа объединила студентов с разными идеями, средствами выражения и даже бэкграундом. Структурно экспозиция делится на три зала, в которых показаны итоговые работы участников, и один – «Лаборатории будущего», где представлены неоконченные произведения скорее эскизного характера.

При просмотре выставки навязчиво крутится слово «коллекция». Работы художников часто – их личные собрания маршрутов, пузырей, текстиля, набросков с натуры, городских фактур и сумасшедших… Во многом это воспринимается как отголосок «Энциклопедического дворца» Массимилиано Джони, который составил основной проект из огромного количества микро-коллекций, как правило, обсессивного характера. Маленькие миры и теории очень разные, но одновременно близкие по своей щепетильности и детальности заполнили все четыре зала «Звездного городка».

Преимущество молодого в том, что можно быть диким, импульсивным, спонтанным, нелогичным. Нестрашно делать неправильно, плохо или глупо. Не хочется приспосабливаться и наступать на горло собственной песне. Судя по выставке, выпускники Школы «Про Арте», наоборот, в большинстве своем отличаются спокойствием и холодной головой. Есть исключения в лице Леры Лернер, Лизы Линер или Саши Зубрицкой. Характерно, что Лера и Саша расположились на втором этаже, где экспозиционно выставка выглядела бодрее, чем на первом. Лера заняла большую часть пространства, заполнив его биоморфными «Пузыриками»: красными шарами с наростами, макетом строения головного мозга («Законы восприятия»), саунд-инсталляцией «Сырожабень», инсталляцией на тему гендерных проблем «Изнутрение» и видео-документацией перформанса «Он раздел меня и выпустил всех моих птиц», который художница устроила во время постановки Глеба Ершова «Семь способов смотреть на чудо». В «Лаборатории будущего» Лера показала макет Воображаемого музея перемещенных лиц – места, где предполагается собирать объекты, основанные на фантазиях городских сумасшедших: глянцевый журнал «Вразрезе» с разрезанными машинами, домами, плодами, кружевные фрески, растекшуюся по полу розовую скульптуру… Лера музеефицирует и мифологизирует разные формы девиаций, ставшие частью повседневного городского ландшафта.

Создание мифов и их коллекционирование близко и Александре Зубрицкой, и Анастасии Кизиловой. Зубрицкая в качестве законченного итогового проекта представила сгенерированное ею самой собрание текстиля, связанного с протестными акциями в разных точках планеты. Мирная забастовка в Мадриде из-за скачка безработицы, митинг в Брюсселе по случаю жесткой политики экономии, инициированной государством, протест против цензуры в Гонконге… Все эти акции привели к различным результатам: где-то протестующие добились своего, где-то — митинги прекращались насилием и арестами. Сами случаи – реальны, а текстиль — это, скорее, образная ассоциация с отсылкой, с одной стороны, к мейнстриму и масс-маркету, в который часто превращаются те или иные протестные движения, с другой – к авангардным разработкам в области узоров и тканей, о чем пишет сама художница в экспликации к своей работе. В «Лаборатории будущего» Саша показала еще одну коллекцию — на этот раз незакрепленных элементов городского пространства: тенты, реклама, ленты безопасности. Все эти частички колышутся, шуршат, развиваются. Саша обозначает границы подвижности города и тем самым — территорию нашей свободы.

Анастасия Кизилова – автор «Суккулентотерапии», во время сеансов которой участникам предлагается надеть специальную форму с закрепленными на ней растениями суккулентами и читать книги о современном искусстве. Проект – правдивая артистическая выдумка художника о том, что растения являются источниками энергии для человека. Работы, представленные на выставке, посвящены теме коммуникации и невозможности диалога человека с природой и растениями в частности без использования специальных технологий. Разность языка и неумение слушать и понимать друг друга – проблема, возможно, даже не про диалог человек-растение, а про диалог вообще.

В «Лаборатории будущего» Лиза Линер собрала коллекцию из множества объектов из своей мастерской, которые образуют повседневную обстановку, или расстановку, сил, спонтанно образующих множащиеся смыслы. В качестве итогового проекта Лиза представила скульптурный проект как результат ее урбанистических наблюдений за реконструкцией архитектурных сооружений. Конструкция-футляр, куда может зайти посетитель, – «Статуя несвободы», как ее называет сама художница, сковывает движения и вводит человека в состояние статичности.

Еще один коллекционер – Ася Маракулина, но она также картограф, собирающий местности и координаты. Ася запечатлевает меняющуюся реальность, которая моментально становится частью воображения или изначально ею является. Представленная работа – живопись и анимация – это последний кадр постоянно продолжающегося процесса. А анимация – доказательство непрекращающихся изменений внутренней картографии Маракулиной. Живопись, которую мы видим, в проекции подвергается непрерывным изменениям, пусть и заметным только терпеливому зрителю. Помещенная в «Лаборатории будущего» графика экспонируется как большой фрактал, где из одного рисунка выходят еще несколько, и как результат она превращается в разветвленную сеть выдуманной и постоянно движущейся местности.

Интересно то, что те немногочисленные молодые люди, которые участвуют в выставке, используют традиционную технику живописи. Леонид Цхе показал три холста и серию графических рисунков – все эти работы так или иначе связаны с критикой классического художественного образования, когда выпускники академий осваивают все необходимые навыки рисования, но оказываются неспособными проявлять самостоятельность в своем артистическом высказывании. Леонид апроприирует повседневные ситуации и переносит их в пространство холста или листа и тем самым, с одной стороны, сакрализует обыденное, а с другой – десакрализует возвышенное.

Другие рисовальщики работают вдвоем – Александр Андросов и Вадим Зайцев. Они близки Леониду Цхэ в его размышлениях о пластике модели. Современное помещение человека в медийное пространство трансформирует его тело, и эти изменения с бесконечным количеством повторений фиксируют в своих произведениях Александр и Вадим.

Школа молодого «мифотворца» или Школа молодого собирателя – так следовало бы назвать Школу молодого художника «Про Арте». Мифы и коллекции, которые создают участники выставки, – это их маленькие миры, где обыденное и повседневное вдруг обретает очарование и скрытый смысл. Художник – он же коллекционер, он же фланер, он же искатель и он же страшный выдумщик. Можно ли этому научить – вопрос. Но то, что все это есть в выпускниках Школы, можно сказать с уверенностью.

Фото: Яков Кальменс и Владимир Михайлуца

Новости

+
+

Загрузить еще

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.