#Открытия

9–15 января

1 008        2        FB 0      VK 23

Рубрика возвращается после новогодних каникул с двумя текстами:

15.01.17    ТЕКСТ:  и

Саша Маник. «Новая душа»

Куратор Александр Буренков

10.01.17–29.01.17
Галерея ISSMAG
Москва
1 008      FB 0   VK 23 

Текст: Мария СарычеваФото: предоставлены Александром Буренковым

Фигурирующий в пресс-релизе под туманным описанием «художник-самоучка из Казани» Саша Маник в публичном пространстве выступает художником впервые, хотя визуальная часть всегда сопровождает его музыкальные работы.

Проект «Новая душа» состоит из двух видео, инсталляции из личных вещей художника и серии графических коллажей. Первое видео через череду зарисовок вкратце объясняет философию художника, второе — «Новая душа», снятое на заснеженной территории бывшего пионерского лагеря, — это о другом. Если быть точнее, «Новая душа» — это название видео к синглу Aerial (New Soul) с вышедшего в ноябре EP. Во время его просмотра меня не покидало ощущение, что звук здесь вторгается на территорию чего-то сакрального, запретного и не принадлежащего людям. В принципе, работы Саши Маника и можно описывать только в такой полумистической терминологии: автор выступает художником, превращая любое действие в произведение искусства, или, точнее, священником культа, превращая действие в обряд служения. Не важно, встраивает ли он в музыкальный ряд бой церковных колоколов, танцует, создает тотем из личных вещей или пишет цифровые иероглифы, из всего этого он создает свою тайную, но целостную религию. Как и у каждой религии, у неё есть истоки — православие, шаманизм, психоделия, интернет и Казань.

Как замечают организаторы проекта куратор Саша Буренков и галеристка Диша Юлдашева, Саша Маник принадлежит к поколению художников, выросших в интернете. Как замечаю я, Саша Маник принадлежит к поколению, выросшему дома — не в Казани, не в городе. Если ты растешь в агрессивной городской среде, где ты можешь казаться чуждым, инородным и странным, то тебе ничего не остается, как выстраивать собственную систему координат. Если же никакого желания взаимодействия с публичными пространством нет, то остаются мистическое прогулки по лесу. Такого рода побег, эскапизм встречается в истории искусства в России не в первый раз, но сейчас это острее чувствуется в других городах, не в Москве. Религия и искусство становятся защитной реакцией на окружающую городскую среду, необходимыми мерами: ты возделываешь свой хрупкий культ медленно и по частям. И ты можешь показать его только в том пространстве, где будешь понят, и в таком контексте галерейное пространство становится уже не просто галереей — оно становится убежищем.

Янина Черных. «Спящая красавица»

11.01.17–22.01.17
ВЦСИ
Воронеж
1 008      FB 0   VK 23 

Текст: Мария ЛаскинаФото: Мария Ласкина, Роман Демьяненко, riavrn.ru

Выставка московской художницы Янины Черных стала итогом её работы с темой сексуального насилия. В основе проекта — метафора одной из первых версий сказки о спящей красавице, «Солнце, Луна и Талия», в которой король, нашедший в заброшенном замке прекрасную спящую деву, не целует, но насилует её. Экспозиция переносит нас в комнаты спящей красавицы, пустые и холодные, по которым расползаются белые листообразные узоры, как изморозь или паутина. Для них Янина использует хрупкие материалы — пластик, бумагу, тонкую ткань. За подобными пластиковыми узорами скрывается и сама художница в видеоработе, которая отсылает к лично пережитому опыту насилия. White-cube галереи становится при этом точным обрамлением внутренней пустоты, переживаемой после физической или психологической травмы. Узоры и тени хрупких работ формируют те необходимые преграды между единственно возможной зоной комфорта во внутреннем мире и враждебностью всего внешнего.

Искусство Янины пропитано метафорами одиночества и укрытий. Эти темы развиваются и мутируют, меняются материалы, но основа — желание остаться в коконе — просматривается в большинстве работ. Но эта необходимость найти укрытие становится следствием пропагандируемого главенства силы, а визуализация состояния жертвы — возможностью для каждого посетителя осознать себя как объект насилия. На фоне последних событий — осеннего флешмоба в «Фэйсбук» «Я не боюсь сказать», принятия закона о декриминализации побоев в семье и продолжающейся пропаганды бескомпромиссного патриархата — выставка смещает ракурс диалога о насилии с самого акта какого-либо принуждения на психологическую опустошенность, которая остаётся с жертвой, возможно, на всю жизнь.

Добавить комментарий

Новости

+
+

Загрузить еще

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.