#Открытия

19–25 июня

979        0        FB 0      VK 12

Авторы aroundart.org о впечатлениях прошедшей недели:

Арт-резиденция в Дивногорье


17.05.17–10.06.17
Дивногорье
Воронеж

979        0        FB 0      VK 12

Текст: Мария ЛаскинаФото: Сергей Горшков

Нынешняя международная арт-резиденция, организованная заповедником «Дивногорье» и куратором Михаилом Лыловым, прошла в урезанном по сравнению с предыдущей (та состоялась в 2015 году) формате. В ней участвовали всего семь художников из Швеции, Германии и России, и некоторые из их нынешних проектов стали продолжением исследований, начатых два года назад.

Главная тема нынешней резиденции — «Новое краеведение» — задала основу многих работ: соотношение между «внешним» и «внутренним» в разных его интерпретациях. Так, проект художниц из Швеции и Германии Осы Соньясдоттер и Эльски Розенфельд был посвящён социальной истории послевоенной Германии и в частности — примеру «миграции» картофеля сорта Адретта из института в Восточной Германии в Россию и — в Дивногорье. Это исследование было инициировано художниками еще в 2015 году. Приготовленное румыно-немецкими художниками Матэем и Андрэа Беллу блюдо Сармале, являясь традиционно румынским, имеет аналоги в разных странах, и в России называются голубцы. Художники рассматривают путь объекта через культуры, вкусы, расстояния и время на примере определённых продуктов питания, которые, являясь традиционными для многих народов, имеют разную семиотическую наполненность.

На закрытии была презентована книга «Параллели по диагонали: художественное исследование одного ландшафта» под редакцией Михаила Лылова, составленная по итогам резиденции 2015 года. В неё вошли тексты и документация проектов резидентов: Ильи Будрайтскиса, Ильи Долгова, Татьяны Данилевской, Михаила Лылова, Эльке Мархофер, Олафа Хохгерца и многих других. Эта книга стала ещё одним мостиком к предыдущей резиденции. Помимо работы Соньясдоттера и Розенфельд в этом году продолжили свои проекты Татьяна Данилевская (микрорадио «Голос Дивногорья») и Эльке Мархофер, чьё видео «Дикая трава», сьёмки которого были начаты в Дивногорье в 2015-м, было показано на закрытии. Работа Мархофер отменяет дуализм «главный — второстепенный», формируя расширенное понимание ландшафта как всего, что относится к определённой территории — разные временные периоды местности, занятия местных жителей, жизнь современной съёмкам флоры и фауны — всё это имеет значение.

Резиденты активно сотрудничали с местными жителями, используя их знания и личные истории в своих проектах. Татьяна Данилевская проводила интервью и включала их в свои радиовыпуски. Эльке Мархофер показала рассказы сотрудников заповедника о древних лошадях, когда-то обитавших в данной местности, и степных растениях. Многие жители, выращивающие картофель Адретта, делились своими наблюдениями с Осой Соньясдоттер и Эльске Розенфельд.

Резиденция 2017 года, имея меньший масштаб, при этом остаётся важной для сохранения уважения и интереса к локальному ландшафту и русской глубинке, в том числе со стороны международного художественного сообщества. Тем более, что поднимаемые в Дивногорье темы отвечают общемировым тенденциям пересмотра идеи глобализации, интереса к объекту как таковому и его пути, проделанному вместе с человеком или без него.

Север-7.

«Седьмая часть мира»


15.06.17–29.07.17
Name Gallery
Санкт-Петербург

979        0        FB 0      VK 12

Текст: Лизавета МатвееваФото: Антон Маханов, Яков Кальменс

Выставка художественной группы Север-7 стала, пожалуй, самым экспериментальным проектом галереи на сегодняшний день. Правда, галерея постепенно подбиралась к альтернативному петербургскому объединению, выставляя некоторых его участников — Леонида Цхэ и Асю Маракулину.

Название выставки отсылает к фильму Дзиги Вертова, призванному прославить СССР на языке киноавангарда. Ту же, трансформировавшуюся с годами, страну активно визуализируют художники Север-7. Мотивирующей и формообразующей силой их проектов становится то, что мы обычно считаем нелепым, унылым и стыдным — от дачной архитектуры и черенкового дизайна до цветастых платков и авосек. Грязь, земля, дерево, рубероид, другие найденные и часто природные материалы, образы старух, деревенских детей, бездомных собак и блуждающих в подворотнях незнакомцев, дачные чаепития, мрачные сельские пейзажи и бесконечные коридоры муниципальных учреждений складываются в ландшафт коллективного бессознательного и общей памяти русского человека, гиперболизированный и сюрреалистичный; обретают поэтическое звучание и даже привкус экзотики. Север-7 репрезентируют русскую идентичность, неловкую и несуразную, но делают это крайне трогательно и тонко, несмотря на то, что их работы могут выглядеть неотесанными и грубыми в исполнении. И неожиданно выставка Север-7 рифмуется с проектом Ансельма Кифера, посвящённому Велимиру Хлебникову, где немецкий художник уловил и визуализировал русский пейзаж, часто фигурирующий в работах петербургской группы.


«Думал–думаю–буду думать. Делал–делаю–буду делать. Искал–ищу–буду искать»

.

Выставка «Школы для художников».

Кураторы Мария Ласкина и Артур Сафонов

22.06.17–09.07.17
ВЦСИ
Воронеж
979        0        FB 0      VK 12

Текст и фото: Софья Успенская

Воронежский центр современного искусства выпустил ещё один курс молодых художников — выставка «Думал-думаю-буду думать. Делал-делаю-буду делать. Искал-ищу-буду искать» их условно дипломный проект. В этот раз обучение длилось с февраля, в «Школу для художников» (руководили курсом Татьяна Данилевская и Николай Алексеев) поступили 17 человек, до финального проекта дошли 10. Практически все участники выставки — имена, новые для воронежского совриска, но не для арт-среды в целом: есть фотографы, архитектор, культуролог, журналист. Выставка для большинства из них стала не попыткой сделать первые шаги в искусстве, а поиском нового художественного языка — и результат получился довольно любопытный.

Тема дипломного проекта трансформировалась в процессе работы. Сначала участникам школы предложили поразмышлять на тему разумных сетей, потом родилась концепция пути и всего с ним связанного, но отголоски первой темы можно уловить у многих. В проект вошли работы, сделанные в разных медиа (фотографии, графика, реди-мэйд, видео, тексты), однако во всех отчетливо ощущается некий общий стиль, который, пожалуй, уже можно назвать школой ВЦСИ. При этом часть тем — новые (или как минимум не слишком привычные) для воронежского искусства: феминизм, политика, религия. Бэла Погосян работает с семейным древом: художница «отредактировала» его, добавив женские имена, которые до сих пор в документальной семейной истории не фигурировали. Работа сопровождается документацией рассказов старших родственников — дедушки и дяди — о женщинах семьи, которые, судя по рассказам, часто оказывались сильнее мужчин.

Фотограф Лена Дикая сделала проект «Свой крест» — фотографии, на которых рядом оказываются мужчина с татуировкой-крестом во всю спину, ребёнок с крохотным крестиком, женщина с крестом на полуобнаженной груди. Всё вместе становится исследованием: что для людей религия и религиозные символы.

Работа Кирилла Богданова «3х12» — размышления о социальных связях и коммуникации. На черном фоне — разрез 12-этажного дома, который весь пронизан сетями: электричество, водопровод, газ, общий лифт, в котором они каждый день ездят, проделывая одинаковые действия, не будучи знакомы друг с другом — коммуникация остается абстракцией. Рядом — напоминающая об этой истории выдранная из лифта панель управления.

Есть ли какое-то будущее в искусстве у участников выставки, пока не решаются говорить даже преподаватели школы. Но, кажется, этот проект — даже не про совриск, а про воронежскую арт-среду в целом, про идеи, готовность искать новое, задавать вопросы и пробовать высказаться на разных языках. И в этой среде, похоже, есть ещё много интересного.

Eye Contact


979        0        FB 0      VK 12

Текст: Ольга ДерюгинаФото: Библиотека им. Достоевского
17240715_1313089415437354_1482623853397204838_o

Eye Contact — мероприятие, никакого отношения к современному искусству не имеющее (и это, пожалуй, хорошо). Он был придуман The Liberators International — пацифистским объединением, инициированным группой молодых людей из австралийского города Перт. На официальном сайте сказано, что их миссия — «вовлекать людей в партиципаторные акты проявления свободы, позволяющие увидеть, что несмотря на различия, нас объединяет любовь и человечность».

Я шла с настроем «мне хватит десяти–пятнадцати минут» (этого времени обычно хватает в случае вернисажей) и предубеждением, что это, вероятно, какая-то помесь speed dating и клуба косплееров (и в том, и другом случае участников объединяет желание выставить себя напоказ), но в итоге провела в библиотеке Достоевского два с лишним часа. Выйти из игры решаешь только, когда начинаешь ощущать физическую усталость — улыбаться два часа к ряду не такая уж и простая задача!

Правила очень простые: ты можешь сесть напротив любого человека и смотреть на него так долго, как тебе захочется. Прекратить эксперимент можно в любой момент. Разговаривать не запрещено, но не желательно, провоцировать партнёра жестами или мимикой — тоже, потому что суть заключается в попытке установить невербальный контакт.

Я решила выбрать свободный стул и не двигаться с места, наблюдая за тем, кто будет подсаживаться ко мне, и пытаться найти в этом закономерность. Но как только вступаешь в «игру», понимаешь: операция выбора — а точнее подбора партнёра, который тебе симпатичен или интересен, — в данном случае бессмысленна. Этот опыт невозможно измерять в привычных категориях качества/количества. За первые несколько секунд ты получаешь определённый импульс от визави, составляешь впечатление, скорее, о его или её темпераменте, но это впечатление ты не можешь ни подтвердить, ни опровергнуть. После следует этап «приветствия» — и он же этап неловкости: когда твоё лицо непроизвольно начинает расплываться в улыбке. И у твоего визави тоже. (В принципе, на этой простой магии благодушия вся эта история и держится: не перестаешь удивляться, насколько это легко и какое огромное чувство удовлетворения приносит — всего лишь улыбнуться в ответ, и твой организм получает какую-то невероятную дозу счастья). Ещё через несколько секунд наступает следующий этап — привыкания. Когда улыбка исчезает, и лицо партнёра становится спокойным, начинает происходить что-то странное. Некий процесс обезличивания. Поскольку узнавания так и не происходит и новой информации о человеке не поступает, ты начинаешь постепенно погружаться в подобие медитативного состояния, одновременно пытаясь сохранить концентрацию — потому что чувствуешь: перемены на твоём лице и в твоём взгляде будут считаны мгновенно. Лицо распадается на микро объекты, превращаясь в светящиеся точки разной цветности, оставаясь одновременно живой материей. Эдакое досубъективное состояние. Здесь хорошо бы переключиться на поэтический язык, но у меня с этим проблемы, поэтому процитирую одну из участниц. Она села напротив меня и через пару минут сравнила своё ощущение с моментом, когда долго смотришь в зеркало на собственное отражение. И потом добавила, что лицо, лишённое мимики выглядит совсем иначе, становится непохожим на себя.

Помимо непосредственной ситуации «контакта» любопытно наблюдать за тем, как ты невольно начинаешь соблюдать непроговорённые правила: если твой визави отвлёкся на мгновение и посмотрел в сторону проходящего мимо, то он извинится за то, что «отвлекся». Хотя в действительности мимолётный взгляд в сторону как раз позволяет вернуть растворяющуюся концентрацию.

Eye Contact невозможно представить со знакомыми людьми — в таком случае ситуация контакта всегда будет опосредована уже имеющимся в вашей голове образом человека и вашими собственными реакциями по отношению к нему. В ситуации бессловесной связи знакомства не возникает. Что, по сути, является уникальным опытом бескорыстности — сегодня мы всё чаще понимаем ситуацию знакомства как часть нетворкинга, как повод для потенциальной эффективности и самопродвижения. Здесь же интенсивный непосредственный опыт остается неназванным, а значит — и не присвоенным, как чистый акт шеринга, разделения и совместности.

Новости

+
+

Загрузить еще

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.