#Анатомия художественной среды

Ответное письмо: в «Немоскву», Алисе Прудниковой

1 015        4        FB 0      VK 0

На вчерашнее заявление «Немосквы» — ответ кураторов Елизаветы Кашинцевой, Олега Устинова и критика Егора Софронова.

Участники международного передвижного симпозиума «Немосква» посещают Этнографический музей народов Забайкалья, Республика Бурятия. Фото Лада Певунова, 2018.

Участники международного передвижного симпозиума «Немосква» посещают Этнографический музей народов Забайкалья, Республика Бурятия. Фото Лада Певунова, 2018.

Вчера «Немосква» выпустила заявление[1]Обращение команды НЕМОСКВА 13 августа 2020 на их сайте.. В нём впервые подтверждаются намерения оказать обещанную поддержку финалистам кураторской школы в Сатке — после недели отрицания, газлайтинга и отклонения. Портал aroundart.org освещал эту историю в публикациях начиная с 6 августа.

Первое: приветствуем открытость

Мы приветствуем, что высказанное нами и многими членами сообщества предложение — искать совместных и взаимоуважительных решений и способствовать усилиям в пользу улучшения — нашло отклик. Мы надеялись найти в коллегах достойных собеседников, которые способны проявить лидерство, взять ответственность, опубликовать извинения и готовность поправить создавшееся положение. Сделав это сразу, они бы выиграли и наше, и всеобщее уважение, показав, как действуют высококлассные профессионалы. Даже больше: этим был бы представлен прецедент лучших подходов. Хорошо, что, наконец, о такой готовности публично заявлено. Мы благодарим за это Алису Прудникову и её команду.

Второе: хотим также услышать

Мы надеемся также услышать официальное опровержение заявлений главы стратегических проектов ГМИИ им. Пушкина, исполнительного директора «Немосквы» Анастасии Ломоносовой[2]Ломоносова А. В досудебном порядке // aroundart.org, 10 августа 2020. Пиар-директор компании, обслуживающей «Немоскву», Татьяна Немировская, подтвердила, что заявление в силе., сопровождённое подтверждением, что оно не в ценностях Пушкинского музея и «Немосквы», что угрозы — это принципиально неприемлемый подход. Допустимо ли, чтобы ведущий музей страны публично угрожал художникам, пожаловавшимся на некомпетентно проваленное сотрудничество, и критикам, которые об этом написали, судебным преследованием и навлекал на них гнев крупного бизнеса и всю мощь его юридических и PR отделов?

Мы бы хотели полагаться на добросовестную приверженность диалогу и не сталкиваться с играми в хорошего и плохого полицейских. Двойственности, сочетающей внешнюю маску риторики открытости и реальность выкручивания рук, затыкания ртов, доносов и патерналистского отношения, полного инфантилизирующих, унизительных обращений, не место ни в мире искусства, ни в обществе в целом[3]Многие наши собеседники, применяя классический газлайтинг, убеждали не принимать всерьёз слов Ломоносовой. Но если эти слова ответственного руководства «Немосквы» нельзя воспринимать всерьёз, то какие?.

Для нас важно, чтобы институции не прибегали к подобным методам, были открыты критике и, больше того, выслушивали сообщество, потому что наше дело, дело Елизаветы и Олега — по признаваемому и вашей стороной мнению — хотя является особым, но выявляет более широкие, системные вопросы, ожидающие дискуссий и решений в будущем.

Третье: право, правота и права

Исключительная апелляция к письменному праву — это аргумент, совпадающий с трактовкой права как защиты сильного. Любой юрист скажет, что помимо письменно зафиксированных контрактов существуют и не менее, а порой и более обязывающие устный договор и обычное право. Этот аргумент усугубляет дисбаланс власти между могущественными бюрократиями вроде учреждений культуры, с одной стороны, и отдельными прекариями, чьи основные компетенции в творчестве, а не в юриспруденции (и не имеющими бек-офиса), с другой — и ради поощрения которых это право вроде как провозглашено.

Как бы мы ни стремились, мы не можем, договорясь, совершенно всё прописать в контракте. Соглашения в переписке, в устных беседах также должны иметь вес и не отбрасываться, когда это невыгодно.

Наши ожидания по сотрудничеству при реализации проектов мы озвучим на круглом столе, на деловых встречах и в переписке.

Четвёртое: круглый стол

Поддерживая идею, мы также готовы принять участие в предложенном к проведению 3 сентября круглом столе. Мы готовы к этому в публично открытом физическом присутствии, с условием нашего соучастия в приглашении спикеров, согласовании регламента и фигуры модератора, прояснения места, а также других условий, включая оплату спикерам.

С уважением и с надеждой на дальнейший диалог,

Елизавета Кашинцева
Олег Устинов

Художники и кураторы, финалисты конкурса проектов I кураторской школы «Немосквы» в Сатке.

Егор Софронов

Художественный критик. Редактор aroundart.org

Примечания:

18 августа для более точного соответствия правовой терминологии «устный договор» выделен во фразе, первоначально звучавшей как «устное и обычное право».

1 Обращение команды НЕМОСКВА 13 августа 2020, http://nemoskva.art/appeal.

2 Ломоносова А. В досудебном порядке // aroundart.org, 10 августа 2020, http://aroundart.org/2020/08/10/lomonosova-statement/. Пиар-директор компании, обслуживающей «Немоскву», Татьяна Немировская, подтвердила, что заявление в силе.

3 Многие наши собеседники, применяя классический газлайтинг, убеждали не принимать всерьёз слов Ломоносовой. Но если эти слова ответственного руководства «Немосквы» нельзя воспринимать всерьёз, то какие?

Добавить комментарий для Бегущий по лезвию: круглый стол в Пушкинском музее — Aroundart.org Отменить ответ

Новости

+
+

Загрузить еще

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.