##Институции

В досудебном порядке

2 389        7        FB 0      VK 1

Исполнительный директор «Немосквы» Анастасия Ломоносова выпустила заявление. Она намекает на судебное преследование независимых художниц и художников, кураторок и критиков, которые осмелились публично пожаловаться на неудачное сотрудничество с её проектом.

10.08.20    ТЕКСТ: 
Монтаж выставки «Немосква не за горами» в санкт-петербургском ЦВЗ Манеж 29 июля 2020. Фото Михаил Вильчук.

Монтаж выставки «Немосква не за горами» в санкт-петербургском ЦВЗ Манеж 29 июля 2020. Фото Михаил Вильчук.

В ответ на кампанию публичных нападок на проект NEMOSKVA, инициированную Олегом Устиновым и Елизаветой Кашинцевой.

Коллеги, ситуация, приуроченная инициаторами к открытию выставки «НЕМОСКВА НЕ ЗА ГОРАМИ», представляет собой важный кейс по профессиональной этике, который, на мой взгляд, требует максимально широкого внимания. В сложившейся ситуации считаю своим долгом защитить профессиональную репутацию моих коллег и многочисленных партнеров проекта — это наше общее дело.

Прошу всех наших коллег, художников и друзей распространить данное заявление даже не ради проекта NEMOSKVA и нашей выставки, а с целью расширения профессионального опыта и борьбы с профессиональной некомпетентностью.

Мы от всей души надеемся, что участники Кураторской школы Олег и Лиза, с которыми мы несмотря ни на что прошли определённый путь сотрудничества, начнут вести разговор конструктивно, и мы сможем урегулировать конфликт в досудебном порядке.

Итак, факты.

Проект NEMOSKVA развивается с 2017 года крупными культурными и музейными государственными учреждениями. С начала 2020 года проект представляет один из главных музеев в нашей стране, ГМИИ имени А. С. Пушкина. Проект нацелен на вовлечение огромного количества участников с целью развития современных творческих практик и новых возможностей для региональных творческих активов: зарубежных и российских институций и специалистов в сфере современной культуры. Мы успешно сотрудничали с ведущими зарубежными институциями и в рамках Транссибирского симпозиума, и в процессе реализации выставки в Брюсселе (BOZAR), и в рамках Кураторской школы в г. Сатке, и в процессе подготовки выставки «НЕМОСКВА НЕ ЗА ГОРАМИ» в Санкт-Петербурге.

Мы всегда ориентируемся на международные профессиональные и юридические нормы оформления договоренностей и взаимных обязательств со всеми участниками проекта. Письменное оформление договорённостей сторон является непреложным условием деятельности учреждений Министерства культуры Российской Федерации.

Авторы претензий Олег Устинов и Лиза Кашинцева подписали документ со следующими формулировками:

«1.2. Организатор обязуется:

1.2.1. Разработать программу просветительских событий мероприятия (лекции, мастер-классы);

1.2.2. Обеспечить проезд Участника по маршруту:

- 13 октября 2019 г., из _________(город проживания Участника), Россия — г. Сатка, Челябинская область, Россия;

- 28 октября 2019г., г. Сатка, Челябинская область, Россия – _______(в город проживания Участника), Россия.

1.3. Организатор имеет право на публикацию разработанной в период проведения Кураторской школы проекта выставочного события в печатных изданиях и на Интернет-ресурсах с некоммерческой просветительской целью, в том числе авторских текстов и иллюстративных материалов».

В договоре нет двусмысленностей, нет никаких обязательств по финансированию учебных проектов участников Кураторской школы.

Действительно, как и все институции, мы рассматривали возможность реализации разных кураторских и художественных проектов в процессе разработки выставки «НЕМОСКВА НЕ ЗА ГОРАМИ». Проект Лизы Кашинцевой невозможно было реализовать в условиях пандемии, поскольку в основе проекта «Ночь народного единства» предполагалось проведение массовых многодневных съёмок на территории области, находившейся в ситуации ограничительных карантинных мер. Массовые мероприятия были запрещены к проведению в разгар карантина. Об этом нам сообщила сама Лиза в ZOOM. По её словам, информацию она получила лично в региональных органах исполнительной власти Владимирской области. Нам как и Лизе было очень жаль, что её идеи не смогут быть показаны этим летом в Санкт-Петербурге.

Поскольку Устинов и Кашинцева упоминают нашу переписку, это даёт мне право опубликовать принтскрины, из которых очевидно, что проект Лизы куратор Антонио Джеуза и вся команда считаем крайне важным и интересным. Мы оказывали Лизе как не очень опытному куратору всестороннюю помощь в подготовке (фото №1). Честно говоря, лично мне кажется, что Лиза поддалась влиянию Олега, поскольку никаких претензий до 5 августа она нам не выдвигала.

Вопрос о возможности реализации проекта Олега был закрыт ещё 22 января 2020 года, когда Олег в письме Алисе, в копии которого я стояла, БУКВАЛЬНО отказался от сотрудничества (фото №2–4). В центре проекта Олега Устинова «Монументальный переход» лежит исследование широко известных объектов городской среды Ростова-на-Дону, и Олег как куратор принял решение, что этот проект может быть реализован только в Ростове-на-Дону.

Публикации Олега с Елизаветой вышли 5 августа накануне открытия выставки, когда все силы были на пределе, когда у нас не было физической возможности подготовить вдумчивый ответ и поднять документы, так как вся команда проекта находилась на выезде в Санкт-Петербурге. Первый свой выходной день за последние три недели мы посвятили внутренней проверке данной ситуации и проверке документации.

Вызывает вопросы позиция отдельных СМИ, участвующих в эскалации конфликта. Например, издание Aroundart.org публикует информацию без элементарного фактчекинга, неотъемлемого этапа в работе профессиональных журналистов, заявляя в своих публикациях, что я, Анастасия Ломоносова, отказываюсь давать комментарии, хотя у меня комментарии никто не запрашивал, о чём Антонио Джеуза сразу написал в издание. Особое недоумение вызывает тот факт, что от профильных изданий мы в первую очередь ждём важной обстоятельной художественной критики, а не распространение непроверенной информации.

Прошу издание Aroundart.org считать данный текст моим официальным комментарием.

Данные публикации бросили тень не только на меня, Антонио или Алису, но и на всех художников выставки и участников проекта. Поставили под вопрос саму возможность обеспечения проекта ресурсами для дальнейшего развития и нанесли ущерб бесценным для нас отношениям с такими партнёрами, как Благотворительный фонд В. Потанина / Vladimir Potanin Foundation и компанией СИБУР.

В данный момент все потерпевшие стороны проводят консультации с юристами по возникшей ситуации. В общемировой практике нанесение ущерба репутации личности, проекту, или организации, основанное на недостоверной информации в публичном поле, является неправомерным действием, серьёзным нарушением прав со стороны авторов поста.

Несмотря на то, что случившееся причинило боль всем самоотверженно работающим в проекте людям, мы видим в нём точку роста для профессионального сообщества и надеемся, что этот рост приведет к тому, что мы все будем радоваться успехам друг друга.

Добавлено от редакции 13 августа.

Анастасия Ломоносова опровергает авторство слов ниже в разделе комментариев, подписанных её именем:

«Егор, обратите внимание: ЭТОТ КОММЕНТАРИЯ Я НЕ ДАВАЛА: Требую убрать и написать опровержение» (11 августа, 13:27 МСК, орфография и пунктуация сохранены).

Затем с нами дважды связалась Татьяна Немировская, пиар-директор компании «Марка», обслуживающая «Немоскву». На вопрос, является ли опровержение Ломоносовой комментария заодно и опровержением основного заявления, она ответить затруднилась. То же и с вопросом о том, является ли данное заявление — публичная угроза судебного преследования — также официальной позицией ГМИИ им. Пушкина: Ломоносова занимает в нём пост Главы стратегических проектов. Пожалуй, это ещё предстоит прояснить.

Добавлено от редакции 17 августа.

Сегодня Пушкинский музей выпустил заявление, разместив его на главной странице проекта «Немосква»:

«Официальная позиция руководителей проекта «Немосква», который стал частью ГМИИ им. А. С. Пушкина в этом году, была высказана в обращении, опубликованном на сайте проекта 13 августа. По итогам развернувшейся вокруг проекта полемики будет организовано открытое обсуждение вопросов взаимодействия институций современного искусства с кураторами и художниками, а также продолжена работа над проектами участников школы в Сатке. Дискуссия была сложной и эмоциональной с обеих сторон, и высказывание Анастасии Ломоносовой следует считать также эмоциональной реакцией, которая не является официальной позицией музея и проекта. Мы придерживаемся принципов открытости, диалога и готовности искать конструктивные компромиссы в конфликтных ситуациях».

Добавить комментарий

Новости

+
+

Загрузить еще

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.