Фонд Дэвида Робертса

121        0        FB 0      VK 0
01.05.11    ТЕКСТ: 

Первое, на что обращаешь внимание, когда заходишь в фонд Дэвида Робертса, — это пол, выложенный из металлических квадратов, которые легко можно спутать с работами Карла Андре. Эта ассоциация с американским скульптором неслучайна и настраивает на определенный лад: ничего цветного, яркого и фигуративного вы здесь не увидите. Все аскетично, минималистично, концептуально и вдобавок остроумно скурированно. Кстати, поддержка кураторских практик – один из главных пунктов в программе этой некоммерческой галереи. Проект британца Мэтью Коупленда «Studies for an exhibition» уже четвертый. Слово «studies» в названии выставки крайне важно: все выглядит в виде какого-то проекта, чего-то недоделанного, незавершенного. Это не выставка, а лишь ее потенция. Холсты как будто только что привезла в галерею служба доставки, пустые рамы ждут заполнения монохромными полотнами. Вот-вот в галерею войдет инженер и стекла, прислонённые к стене, а также куски железа, разбросанные на полу, превратятся в какую-нибудь абстрактную скульптуру. Но инженер так и не входит в галерею, зато трансформация происходит не снаружи, а внутри самого зрителя.
Преображение можно разделить на три стадии. Первая, я о ней уже сказал выше, это воображение или домысливание. Следующая – процесс узнавания. Постеры на стенах оказываются работами художника Ниеле Торони из знаменитой группы BMPT. Голос, который доносится из подвального помещения, оказывается голосом известного польского концептуалиста Романа Опалки, который с 1960-х годов рисует одну картину, проставляя на холстах числа от одного до бесконечности и записывая чтение этих чисел на диктофон. После узнавания, наступает осознание. Круглые и квадратные холсты, которые напоминают не то абстракцию неопластицистов, не то живопись малоизвестных минималистов шестидесятых годов, оказываются произведением мэйл-арта в его современном толковании. Немецкая художница Кэрин Сандер сделала что-то напоминающее полотна, рассылаемые Оном Кавара, но только сам процесс отправки у нее обретает материальность. Следы грязи оставили грузчики, помещающие их в багажную зону самолета. Ортогональные структуры, превратившие холст в картину Мондриана, оказываются не более чем пластиковыми веревками, которыми работники DHL перевязывали холсты и так далее.

Но, не смотря на все это, выставка в результате оставляет зрителя в ощущении недоумения. Все пространство галереи пропитано ностальгическим чувством дематерилизации объекта искусства, свойственное 60-ым годам, да и сама выставка напоминает экспериментальные шоу Сита Сигалуба. Известных художников того времени сложно отличить от современных, имитирующих их стиль. Заигрывание с историческим авангардом соседствует с заигрыванием с этим заигрыванием. Это заставляет задуматься о «шизофрении» и «пастише» в понимании Фредерика Джейсиона и об акутальности этих понятий применительно к современному искусству. Молодые художники, кажется, полностью утратили чувство времени и истории, даже если говорить об истории искусства. Оказывается совершенно неважным что цитировать, первый или второй авангард или второй. Их искусство – ностальгия ради ностальгии и стилизация ради самой стилизации.

Андрей Шенталь

Добавить комментарий

Новости

+
+

Загрузить еще

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.