Массаж глазного яблока

121        0        FB 0      VK 0
19.10.11    ТЕКСТ: 

Кураторы выставки Пипилотти Рист обыграли пространство галереи «Хэйвард» так, что никогда и не подумаешь, что ты находишься в памятнике британского брутализма. В то время, как некоторые работы симметрично проецируются в угол, разрушая геометрическую строгость архитектуры, другие можно видеть не только на стенах, но и на свисающих легких тканях. Когда обнаруживаешь, что пол галереи устлан мягкими коврами и завален подушками, развеиваются последние сомнения: нет, ты никак не можешь находиться в одном из самых суровых лондонских зданий! Еще важнее то, что само содержание видео оказывается тоже притягательно мягким: густая трава, мокрая земля, женская грудь и мякоть фруктов – все создает ощущение уюта и приближает посетителя к опыту кристевского «материнского». Но, надо сказать, подобные эксперименты с возможностями проекции часто оказываются более интересными, чем смысловая составляющая работ художницы. Она проецирует на все, что ей попадается от люстры, сделанной из нижнего белья, до сиденья икеевского стула, а само проецируемое изображение меняет свои формы от неправильных ромбов до капель, кругов и сфер, и воспринимающая поверхность видео оказывается интересней самого видео.

Главная тема Рист – человеческое и прежде всего женское тело, которое интерпретируется в ее работах как некий пейзаж. При входе на выставку прямо на полу можно увидеть закольцованное видео «Mutaflor» (1996), где участвует сама художница. Она проглатывает стоящего над ней зрителя, а в следующем кадре – крупный план ее ануса – зритель как бы проходит через все ее тело и возвращается обратно в пространство галереи. Женская сексуальность также исследуется в многоканальной работе «Yogurt on Skin – Velvet on TV» (1994). Раковина как метафора запретного желания мужчины, развитый в главном фильме ее предшественницы Жермен Дюлак еще в 20-ые годы, становится не просто образом, но реальным объектом. Внутри некоторых морских раковин установлены крошечные дисплеи с изображением женских глаз, то есть объект, в который ты заглядываешь из любопытства, сам пристально рассматривает тебя. В другой ракушке женщина демонстрирует истекающие кровью отверстия своего тела; видимо, таким образом любопытный вуаерский взгляд мужчины оказывается наказанным страхом кастрации.

Другая тема Рист – микрокосм и макрокосм. Питер Бергер писал, что концепция микро- и макрокосма была введена для оправдания власти церкви на земле и тем самым предвосхитила появления других властных институций. Вряд ли художница рассматривает эту тему с подобной точки зрения, скорее, это тема интимности и публичности, и выворачивания интимного наружу. Хотя отголоски критики власти здесь тоже присутствуют: каждый зритель наделяется силой и полномочиями вторгаться в частную жизнь другого. Игрушечные дома становятся «мини-тотальными» инсталляциями, куда проецируются (в прямом и переносном смысле) проблемы и переживания людей («Suburb Brain», 1999). И я не случайно использовал термин «тотальная инсталляция», так как работа «Your Space Capsule» (2006) оказывается прямо-таки Кабаковым наоборот. Здесь не человек улетел из своей квартиры в космос, а космос в виде планеты провалился в дом, проделав в полу зияющую бездну.

Но, не смотря на идеи заложенные в работах Рист и на ее смелые эксперименты с новыми технологиями, невозможно отделаться от ощущения вульгарности и пошлости некоторых ее работ, даже если это было частью ее замысла. Многие ее произведения не женские, а именно «девчачьи», выполненные, так сказать, в эстетике еще не сформировавшегося вкуса: с обилием тюльпанов, трусиков и розового. Я заметил, даже овцы в ее видео имеют розоватый окрас. Возможно, поэтому мне кажутся намного интереснее ее ранние видео, которые зрители «Хэйвард» обходят стороной. Это абстрактные клипы с участием самой Пипилотти, снятые на примитивную камеру. Благодаря ошибкам и помехам, плохому качеству, дешевым спецэффектам и переписки с одного носителя на другой, они обнажают «оптическое бессознательное» машины и вместе тем бессознательное самой Рист. Эти работы становятся продолжением традиции одного из величайших авангардных художников Стэна Брекейджа и его идеи видения закрытыми глазами.

В завершение, хотелось бы упомянуть одну непримечательную хотя бы в силу экспонирования работу, которая мне показалась особенно интересной. «I Couldn’t Agree More» (1999) – автопортрет Рист, снятый на камеру, которую она держит в руках, находясь у себя дома, в магазине и в общественном транспорте. При этом на ее лице время от времени появляется небольшой «обрывок» или «клочок» видео с людьми, подглядывающими за кем-то в ночном лесу. Если Кристиан Метц писал, что «в кино актер присутствовал тогда, когда не было зрителя, а зритель присутствует тогда, когда нет актера» и рассматривал кино, как «несостоявшуюся встречу вуаериста и эксгибициониста», то Рист запутывает эти отношения. Подсматривают ли эти голые мужчины за художницей сквозь заросли или же оказываются проекцией ее собственного желания и ее собственного вуаерства? Или же они вместе с ней изучают зрителя? Поскольку Рист смотрит в камеру, которую держит в руках, оказывается ли зритель, отождествлённый с этой камерой заложником художницы? А когда она ложится на кровать, не выпуская камеры камерой из рук, отдается ли она зрителю или заставляет смотрящего отдаться ей? И так делее.

Не менее интересна и другая ее работа «Ever is Over All» (1997), которую можно посмотреть на ютьюбе.

Пипилотти Рист «Массаж глазного яблока», галерея «Хэйвард»
28 сентября 2011 – 8 января 2012

Материал подготовил Андрей Шенталь

Добавить комментарий

Новости

+
+

Загрузить еще

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.