Воспитание субъектов истории

345        3        FB 0      VK 0
04.03.12    ТЕКСТ: 

После вчерашних событий, когда вера в царя-батюшку или выплаченную денежку, кажется, заменила многим гражданам трезвое сознание, проект «Педагогическая поэма» художников Арсения Жиляева и Ильи Будрайтскиса, объявленный еще на прошлой неделе, кажется более чем актуальной инициативой. «Совсем утопический план проекта в том, что в результате нашей деятельности участники и мы вместе с ними сможем по-новому ощутить свою современность. История, которая представляется иногда пыльным каталогом знаний, превратится в открытое переживание, и эти люди научатся воспринимать себя скорее субъектами этой истории», – Пояснил Арсений Жиляев на пресс-конференции, прошедшей 29 февраля.

«Поэма» состоит из теоретических блоков и практической работы, которые в общей сложности будут проходить с середины марта по ноябрь этого года. В качестве площадки выбран филиал Государственного центрального музея современной истории России – музей «Красная Пресня» в Большом Предтеченском переулке, экспозиция которого охватывает три российские революции. Директор музея, присутствовавший на пресс-конференции, пояснил, что, несмотря на общую консервативность музея как институции, руководство «Красной Пресни» постарается сделать максимум для того, чтобы быть не просто площадкой для реализации проекта.

«Педагогическая поэма», отсылающая названием к работе советского педагога А.С.Макаренко, который стремился воспитать «человека коммунистического будущего», не менее экспериментальна и жизнестроительна, чем ее предшественница. Находясь на стыке современного искусства, теории и истории, программа «Поэмы» имеет соответственно несколько курсов. Блок, посвященный искусству, обращается к проблемам художественной репрезентации исторического материала. В теоретическую и дискуссионную часть также входят блоки, посвященные теории истории и современной критической теории. С практической стороны участникам предлагается создать совместными усилиями финальный художественный проект, который будет организован по принципу исторической экспозиции в музее. Педагогами выступят известные художники, философы и ученые как из России, так и из-за рубежа (полный список можно посмотреть на официальном сайте «Педагогической поэмы»). Кроме того, записи всех лекций будут доступны на специальном видео-ресурсе сайта.

Никаких цензов для участия нет: идеальным вариантом представляется максимально широкий круг вовлеченных участников. Организаторы рассчитывают, в частности, на местных старшеклассников и людей, связанных с исторической и педагогической науками. Единственным возможным фильтром является участие в коллективной работе. Самым ужасным, по признанию Арсения, может быть то, что придут исключительно художники или студенты, желающие таковыми стать: «Проект под это не заточен, мы не будем давать механизмов производства современного искусства».

У финального художественного проекта очертания пока совершенно неясные и во многом зависят от самих участников, однако это точно будет коллективная работа: «Коллектив выступает как некий единый субъект, который создает одно общее художническое высказывание», – объяснил Жиляев. Формально предполагается создать выставку, интегрированную в экспозицию музея в отдельном помещении, а также интервенции в постоянную экспозицию. Доступность музейного фонда дает возможность для исследовательского характера работы: «Мы очень хотели подвигнуть людей, которые будут участвовать, используя практики современного искусства, сделать исследование, направленное на расширение ресурса музея», – отметил Илья Будрайтскис. Другой проблемой, на которую он обратил внимание, является «активация пространства» – и музея, и района, и в целом исторической точки города: «Для нас принципиально важно, каким образом через практику современного искусства может быть реализована продолжающаяся история в определенном пространстве, связанном с исторической памятью». Не исключены и экскурсии по району как «особый вид производства искусства».

Закономерен вопрос: почему «Поэма» оказывается на территории современного искусства? Илья Будрайтскис, отсылая к мысли французского историка середины XX века Филиппа Арьеса, пояснил, что теорию и историю с современным искусством связывает эстетическое измерение истории как опыта. «Оно проходит между современником и творением прошлого на уровне переживания. Когда мы смотрим на экспозицию музея, мы обращаем внимание, что она ориентирована не на то, чтобы, грубо говоря, показать, как люди жили в прошлом, а на то, чтобы пробудить у зрителя историческое воображение – чтобы человек, побывавший в музее, представил себе, каким образом жили люди в прошлом, и себя с этим прошлым соотнес».

Арсений Жиляев также упомянул об эссе Вальтера Беньямина «Автор как производитель», в котором автор отмечает, что для прогрессивного искусства своего времени художнику недостаточно оставаться на территории художнической репрезентации – он должен включаться в жизнь и работать через нее как новый медиум. Идея «Поэмы», в частности, заключается в том, чтобы использовать в качестве такого медиума исторический музей.

На вопрос о том, какова перспектива у проекта как метода в случае его успешной реализации, Жиляев ответил, что идеальный вариант развития – нахождение некоего механизма, который позволит работать с современностью, возможно, документальная инсталляция. Художник также отметил, что это попытка развития импульсов, которые в свое время породили проект современного искусства. Сейчас, по мнению Арсения, этот проект утратил свои питающие источники: «Если сегодня ты делаешь перформанс, абсолютно не факт, что его однозначно интерпретируют, например, как попытку демократизации общества, в равной степени его могут понять и наоборот. Это говорит о том, что этот проект подходит к своему завершению и необходимо искать какие-то пути дальнейшего развития. В моем случае я вижу возможность обращения к импульсам авангарда с уникальной сегодняшней позиции». Он не исключает, что такое обращение рискует быть идентифицированным не как современное искусство, но видит в том скорее плюс.

День открытых дверей, где можно узнать все исчерпывающие подробности, состоится в музее 6 марта, во вторник, с 14:00 до 19:00.

Начало занятий – 15 марта. Расписание занятий: четверг с 18.00 до 20.00, суббота с 14.00 до 17.20.

Материал подготовила Ольга Данилкина

Новости

+
+

Загрузить еще

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.