Под брусчаткой не только пляж

256        0        FB 0      VK 0
15.04.12    ТЕКСТ: 

9 апреля в книжном магазине «Фаланстер» состоялась встреча с участниками коммуны Тарнак, известного благодаря книге «Грядущее восстание» и судебному процессу по делу о порче железнодорожных путей. Поскольку уголовное дело до сих пор не закрыто, участники коммуны, приехавшие в Москву, не хотели, чтобы их снимали на фото- или видеоаппаратуру, поэтому единственная работающая камера была установлена у них за спиной, а оператор снимал поверх их голов. В кадр попадали пришедшие на встречу москвичи и рупор гостей-франкофонов Кирилл Адибеков, который переводил, интерпретировал и разъяснял сказанное с обеих сторон, вступал в дискуссии с «оригиналами», в общем, выполнял роль настоящего, если следовать Беньямину, толковника, по уши вляпавшегося в переводимый им текст.

сквот в Ренне, не имеющий отношения к Тарнаку, но не менее интересный, источник фото

Довольно быстро разговор перешел от общих слов к конкретным случаям и, что наиболее важно, к конкретным местам: сквот в центре Ренна, столовая и бакалейная лавка в Тарнаке, ферма там же и улицы в Нанте. Сами коммунары назвали эти точки в пространстве «долгоиграющими местами». Постоянно существующие пространства могут аккумулировать творческий импульс многих людей, подтверждением чему служит «Фаланстер», где проходила встреча. В этом же смысле можно посмотреть на заявление о намерениях, которое озвучил пару месяцев назад Николай Олейников, сказав, что «присматривается к одному бесхозному помещению». В данном случае важна не столько бесхозность помещений, сколько сама возможность закрепить за пространством определенную повестку и коммунальную практику.


марш тракторов, Нант, источник фото

Два места из тех, о которых говорили французские гости, были связаны с непосредственной целью — условно назовем ее активистской задачей (сами они говорят, что не занимаются активизмом, но поддерживают таковой, если на то есть причины). Столовая была создана в рамках кампании против повышения пенсионного возраста, а деятельность в Нанте развернулась вокруг протестов против строительства второго в городе аэропорта. Коммунары рассказали о марше тракторов — это местные фермеры заволновались, ведь аэропорт должен был быть построен на месте их угодий. Вспомнили о театрализованных уличных акциях: к примеру, протестующие разбирали брусчатку и превращали освободившееся пространство в грядки или клумбы.


под мостовой бывает не только пляж, но и лес, источник фото

Сквот в Ренне и ферма в Тарнаке были связаны скорее с желанием построить коммунальный быт. Один из русскоязычных гостей спросил, насколько у обитателей фермы в Тарнаке совпадают взгляды, идеология и теория с практикой. Он пояснил свой вопрос о расхождении декларируемых взглядов и жизненной практики следующим образом: человек, называющий себя анархистом, не прыгает через турникет, входя в метро; люди, приходившие на митинги с декабря по март, по большей части не выносили свои политические убеждения за полицейское ограждение, отделявшее пространство политического волеизъявления от «повседневного быта» — то есть эти площади в пространственном измерении были тем же, чем дни выборов во временном — способом и местом для канализации и редукции политической активности.

уличные акции против сторительства аэропорта в Нанте, источник фото

Коммунары из Тарнака (и переводчик вместе с ними) после некоторых уточнений сказали, что ситуация им понятна. Это стандартное заблуждение, сказали они: люди живут по правилам, которые не они создали и которые им навязаны, и считают, что политика «где-то там». Об этом, в принципе банальном и очевидном, но ежечасно отрицаемом явлении во многом говорится в «Грядущем восстании». Собственная жизнедеятельность коммуны, как было сказано, не является проекцией некоего учения или набора правил. Скорее речь идет о непосредственном образе жизни, который конструируется посредством коллективных решений, обсуждений, ассамблей, а уж какие-либо теории произрастают на этой почве в дальнейшем. То есть, насколько я понял, речь шла о том, чтобы создать альтернативную жизненную практику, а потом уже теоретизировать на ее основе. Интересно было бы сравнить опыт Тарнака с «Банком идей», например, где теоретическая часть явно превалировала.


уличный активистский дракон в Нанте, источник фото

Неизбежная тема большинства разговоров о радикальной политике — полицейские агенты и провокаторы, благодаря чему дискуссия иногда заканчивается переходом на личности. Во время этой встречи упоминались и гипотетический батальон спецназа, затаившийся на соседней ферме в Тарнаке, и слежка за деятельностью коммунаров, и вероятные агенты, проникающие в коллектив, обсуждалось, как всего этого избежать. Было бы глупо оспаривать подобные опасения, поскольку они подтверждаются многими примерами и основаны на многолетнем опыте, но то, что данный разговор всегда с конспирологическим душком, это факт. Занятно, что общая атмосфера, строящаяся на страхе перед инфильтрацией враждебных сил, в своем основании одинакова как для левых активистов, так и для господствующей идеологии. А известный тезис о том, что «капитализм все ассимилирует и адаптирует под свои нужды», очень часто прочитывается в таком же, конспирологическом ключе. Вероятно, в том, как обсуждать и говорить о подобных явлениях, заключена серьезная проблема, которая еще потребует отдельного разбора.


полиция всегда рядом, источник фото

Коммунары хотели услышать местный опыт. В ответ им предложили услышать его уже в приватных беседах. После окончания встречи все разошлись по кафе. И да, про искусство: во время мероприятия французские гости ни разу не произнесли это слово.

Материал подготовил Сергей Гуськов

Добавить комментарий

Новости

+
+

Загрузить еще

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.