Все другое. Питерское искусство в московском музее – из болота в телевизор

355        2        FB 0      VK 0

Анна Быкова смотре современного искусства из Санкт-Петербурга в Музее Москвы под кураторством Евгении Кикодзе и Олеси Туркиной

14.11.14    ТЕКСТ: 

«Другая столица» в Музее Москвы до 14 ноября

«Другая столица» в Музее Москвы

В Музее Москвы завершает работу смотр современного искусства из Санкт-Петербурга в подборке кураторов Евгении Кикодзе и Олеси Туркиной, – титанический труд по показу 68 (!) художников различных жанров и направлений начиная с 60-х годов ХХ века. Анна Быкова делится надеждами на то, что это только начало.

Выставка, придуманная как региональная, обещала стать для москвичей гидом по северостоличному искусству с выявлением поколенческих и стилистических конфигураций, но сложилась она – увы – по рифменно-тематическому принципу (черепа с черепами, телевизоры с экранами, метро с метро). Год рождения авторов – добрая половина художников-участников выставки московской публике очень мало и совсем не знакома – в экспликациях указан не был. Разделов в экспозиции (дизайн петербуржца Александра Менуса) также не просматривалось, хотя основная линия вела от истоков (болот живописца Петра Швецова и революционного муравейника Петра Белого) к медиа (вышитые телевизоры «непокоренной» Татьяны Ахметгалиевой и мозаичный экран Вадима Комиссарова). Каталог при входе не лежал, – о нем можно было узнать из экспликации на стене, и тогда, прочтя, открывались три генеральные линии проекта: формальная (лидер Петр Белый), политическая (группа «Что делать?») и линия простого искусства («паразитическая» – группировка «Паразит»). Определения, как и всякая классификация такого типа, очевидно условны. Почему при этом не назвать Белого, к примеру, символистом, а «Паразитов» – экспрессионистами как наследников «Новых тупых» осталось не очень понятным. В целом у зрителя, попавшего в пространство выставки с подзаголовком «Современное искусство Санкт-Петербурга сегодня» с объявленным хронометражем разных поколений в 50 лет отчетливого понимания о происходящих процессах или настроениях так и не складывается. Здесь видимо сказывается желание кураторов показать все и сразу, что, безусловно, имело смысл, но в итоге получилась не симфония проблем и нравов, не война и противостояние объединений и группировок, а сборник неплохих художнических цитат на разные темы.

Интересны и малознакомы москвичам оказалось поколение сорокалетних живописцев – это Валерий Гриковский (1975 г.р.), нарисовавший спящих пользователей метрополитена в серых тонах и «знамена серые любви» в сепийно-кровавых, Александр Морозов (1974 г.р.) с психоделическим пейзажем, в котором свет фар автомобиля изгибается пенящейся всей палитрой дорогой, и Денис Ичитовкин (1977 г.р.), пишущий типичные интерьеры с холодильниками в магнитах и остеклением кухонных дверей. Открытием стали и новые работы знакомых художников: интерактивные модули «паразита» Валерия Козина, в которых можно было почувствовать себя канарейкой, скворцом или папой Карло, черепа из конфетных оберток «нового художника» Олега Котельникова и прекрасное полотно неоакадемика Олега Маслова с голым мужчиной (как в «Горбатой горе») в пейзаже, «обещающим рай в камуфляжных тонах» (Екатерина Андреева).

По сравнению с московскими художниками в этой питерской выставке явлен приоритет фигуративной живописи (прекрасный и ужасный Григорий Ющенко занимает чуть ли не ползала экспозиции), но сопоставленная с тонкой графикой Маши Ша, с фанерно-пластиковыми объектами Дрозд-Плюща или мультимедийной инсталляцией Глюкли Першиной, и она забывается и гаснет.

Так, выставка питерского искусства, претендовавшая на смотр талантов поклонниками, оказывается отчетным синопсисом. Показанная после ретроспектив неоакадемистов в фонде «Екатерина» и «новых» в ММСИ на Ермолаевском в Москве и виденных москвичами «Сигнала» в Петербурге, она не предложила продуманной пластической линии или проблемной драматургии. Надеемся, это только начало, и после пилотного знакомства с северным спектром Туркина и Кикодзе предложат нам продолжение этой вечно «другой» истории.

Фото: Анна Быкова

Под тэгом «Петербургское современное искусство» выможете прочитать другие материалы по теме

Добавить комментарий

Новости

+
+

Загрузить еще

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.